Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Дизайн-Театр «Миллениум»

Содержание

Пояснительная записка

Учебный план

Содержание изучаемого курса

Методическое обеспечение программы

Материально-техническое оснащение программы

Список литературы

Приложение

Нормативная база прописаны

  1. Пояснительная записка

Согласно статье 2 п.14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» подчёркнут один из важных принципов проектирования программ – разноуровневость. Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на учащихся разного уровня развития: и для способных, и для одарённых детей.  Разноуровневость отражена в приложении посредством заданий, упражнений, тематических схем и т.д.

С 01.09.2021г. дополнительная общеобразовательная программа Дизайн–театр «Миллениум» в определенных сформированных группах реализовывается в рамках Национального проекта «Образование» Федерального проекта «Успех каждого ребенка».  

Направленность программы дополнительного образования  — социально-гуманитарная.

Актульность данной программы заключается в том, что важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества.

Новизна данной программы в том, что впервые программа включает в себя изучение основ сценического движения, ораторского искусства, постановки пластических номеров с изучением и созданием авторских, дизайнерских костюмов, образов самими учащимися с помощью педагога. Цитируя Вячеслава Зайцева «Стиль нашей одежды один из способов самовыражения, а если он создан собственноручно, то это уже творчество».

Отличительные особенности от уже существующих дополнительных общеобразовательных программ в том, что данная программа Дизайн-театр «Миллениум» является модульной:

I модуль: Художественная пластика. Основным направлением является изучение и формирование пластики движений в «образе» того или иного героя.

II модуль: Дизайн костюма. Основным направлением является изучение, дизайн  и создание костюмов для воплощения зрительного «образа» героя.

I модуль и II модуль программы: Дизайн костюмов своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способны помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя, создавая костюмы и играя  разные роли.

I модуль – «Художественная пластика»:

  •   способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  • пробуждает интерес к литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  • активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

II модуль— «Дизайн костюма»:

  • необходим для профессиональной ориентации учащихся, и для более осознанного выбора профессии, и для формирования у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувство стиля, эстетическое отношение к миру вещей.

Также отличительной особенностью программы предусмотрено, что занятия могут проводиться на платформе Zoom , яндекс, подходит  для дистанционного обучения, которое может осуществляться двумя способами: онлайн занятия и занятия с применением кейс-технологий, при которых достаточно, чтобы программные средства, установленные на компьютере, были способны обработать информацию предоставленную педагогом.

При необходимости соблюдается индивидуальный образовательный маршрут учащегося, так как это является одной из форм работы с детьми, педагогической поддержки личностного жизненного и профессионального самоопределения обучающихся. Индивидуальный образовательный маршрут поможет ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессии.            

Адресат программы: группы детей 8-11 лет; группа 12-15 лет. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 15 человек. По окончанию курса обучения учащиеся станут более уверенно держаться в обществе, публичных выступлениях как в классе, в кругу друзей, так и на сцене, что напрямую отражается на самооценке подрастающего поколения; свободно владеть голосовым и речевым аппаратом; изученные двигательные, танцевальные упражнения помогут учащимся быть более раскрепощёнными, менее скованными, уверенными, понимать как устроено тело, организм, как его развивать. Оказывать другим помощь в развитии, свободе движения, при работе в коллективе, группе, сценической трупе.

         Сроки реализации ОП:

Программа рассчитана на 3 года:

1 год обучения: 72 часа в год;

2 год обучения: 144 часа в год;

3 год обучения: 144 часа в год.

          Формы и режим занятий:

  • групповая, индивидуальная;
  • очно, онлайн, дистанционно;
  • лекция, презентация, посещение, игра, участие в конкурсах, показах.

Межпредметные связи: с учетом того, что образовательная программа Дизайн-театр «Миллениум» является лишь частью комплексного обучения детей, в программе уделяется внимание синтезу искусств. Он отражается в идеях интеграции разных видов искусств и учебных предметов (окружающему миру, литературы, музыки, физкультуре) способствует установлению связей,  отражающих целостное представление о мире, человеке, культуре, об универсальных человеческих ценностях и физических возможностях, служит формированию системно – целостного взгляда на мир.

Реализация национально-регионального компонента предусмотрена через  изучение национального костюма народов Башкирии, посещение театров города Уфы, Республики Башкортостан с целью знакомства детей с созданием сценических образов на сценах, репертуаром, идеями спектаклей.

Цель: развитие творческих способностей детей посредством разработки авторских театральных сценариев и создания авторских дизайнерских костюмов.

Задачи

Образовательные (предметные):

  • обучение учащихся владению своим телом; основам сценического движения и пластики; основам пантомимы;
  • изучение «гимнастики чувств»;
  • обучение восприятию и запоминанию музыки; передаче её характера, ритма и темпа;
  • ознакомление с историей зарождения и становления моды, создания известных линий моды;
  • ознакомление  с особенностями и отличиями изображения от реально выполненного костюма;
  • закрепление знания о методах конструирования одежды и возможностях различных нетрадиционных и художественных материалов.

Развивающие :

  • развитие чувства ритма, мизансценического мышления и пластического воображения учащихся, музыкальной памяти; эстетического вкуса; координированности и активности движений учащегося; творческого, креативного мышления; познавательной активности и способности к самообразованию; творческого потенциала учащегося;
  • развитие способности анализировать произведения искусствана основе опыта собственной художественно-творческой деятельности;
  • способствовать развитию интереса к профессиям художника,дизайнера, художника-оформителя;
  • развитие и сохранение лучших традиций российской и мировой художественной культуры, поддержание критериев профессионализма в творчестве.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетическое восприятие мира, его гармонию и целесообразность;
  • формировать художественную компетентность учащегося как зрителя театральных представлений;
  • содействие в воспитании интересов к профессиям актера, режиссера, художественного руководителя, артиста;
  • воспитание соблюдения норм поведения в коллективе, культуры речи, внешнего вида, ответственность и дисциплинированность;
  • воспитывать толерантное отношение к людям разных культур, языков и религий;
  • воспитывать интерес к моде, как виду декоративно-прикладного искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  результаты и способы их результативности:ПО КАЖДОМУ ГОДУ

Ожидаемый результат по образовательному компоненту программы: учащийся будет владеть своим телом; основами сценического движения и пластики; основами пантомимы; изучит «гимнастику чувств»;обучится восприятию и запоминанию музыки; передаче её характера, ритма и темпа;ознакомиться с историей зарождения и становления моды, создания известных линий моды; с особенностями и отличиями изображения от реально выполненного костюма; закрепит  знания о методах конструирования одежды и возможностях различных нетрадиционных и художественных материалов.

Ожидаемый результат по развивающему компоненту программы: учащийся разовьёт чувства ритма, мизансценического мышления и пластического воображения, музыкальную память; эстетический вкус; координированность и активность движений; творческое, креативное мышление; познавательную активность и способность к самообразованию; творческий потенциал; разовьёт способность анализировать произведения искусства на основе опыта собственной художественно-творческой деятельности; что будет способствовать развитию его интереса к профессиям художника, дизайнера, художника-оформителя; разовьёт и сохранит лучшие традиции российской и мировой художественной культуры, что в свою очередь станет поддержанием критериев профессионализма в творчестве.

Ожидаемый результат по воспитательному компоненту программы:

учащийся научится эстетически воспринимать мир, его гармонию и целесообразность; у учащегося сформируется  художественная компетентность как зрителя театральных представлений; интерес к профессиям актера, режиссера, художественного руководителя, артиста; нормы поведения в коллективе, культура речи, внешнего вида, ответственность и дисциплинированность; толерантное отношение к людям разных культур, языков и религий; интерес к моде, как виду декоративно-прикладного искусства.

2.Учебный план 1 год обучения

(I уровпень – базовый

 Название  темКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ТеорияПрактикаВсего часов
IРаздел: «Введение в двигательную культуру».    
1.1Вводное занятие.112Беседа
1.2Введение в двигательную культуру (основы художественного движения)112Беседа, игра
1.3Развитие и воспитание психофизических качеств. Общеразвивающие упражнения.246Наблюдение, игра
IIРаздел: «Специальные двигательные навыки».    
2.1Специальные двигательные навыки (общие)134Наблюдение, игра
2.2Специальные двигательные навыки (частные)112Наблюдение, игра
IIIРаздел: «Технология актёрского искусства».    
3.1Основы пантомимы.112Наблюдение, игра
3.2Технология актерского искусства.112Тест, игра
3.3Основы мизансценирования. Понятие «действие».112Тест, игра
3.4Динамические танцевальные   упражнения 33Игра
3.5Музыкально – пластические этюды. 22Игра
IVРаздел: «Постановка пластических номеров».    
4.1Постановка пластических номеров.123Игра, наблюдение, беседа.
VРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках»    
5.1Участие в конкурсах, показах. 22Наблюдение, награды
5.2Участие в экскурсиях, выставках. 22Наблюдение, беседа
5.3Итоговое занятие. 22Беседа, тест
 102636 

(II модуль)

 Название  темКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ТеорияПрактикаВсего часов
IРаздел: «История костюма».    
1.1Введение и диагностика.2 2Беседа, тест
1.2Определение понятий «одежда» и «костюм».2 2Тест
1.3Возникновение одежды.112Тест, игра
1.4Основные виды одежды первобытного общества.112Тест, игра
1.5Влияние стиля и моды на развитие костюма.112Тест
1.6«Костюм Древнего мира».112Игра
1.7«Костюм народов Башкирии».112Игра
IIРаздел: «Моделирование и конструирование одежды».    
2.1Эстетический идеал красоты.112Беседа
2.2Материалы. Цвет. Орнамент.  112Тест
2.3Развитие моделирования и конструирования.112Тест
2.4Женский костюм.1 1Тест
2.5Мужской костюм.1 1Тест
2.6Создание и формы распространения моды.112Беседа
2.7Работа с нетрадиционным материалом.124Наблюдение
IIIРаздел: «Постановка пластического номера».    
3.1Постановка пластического номера. 22Наблюдение, игра, беседа
IVРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках».    
4.1Участие в конкурсах, показах. 22Наблюдение, награды
4.2Участие в экскурсиях, выставках. 22Наблюдение, беседа
4.3Итоговое занятие. Показ пластических номеров. 22Беседа
 162036 

Учебный план 2 год обучения

(Iмодуль)

 Название  темКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ТеорияПрактикаВсего часов
IРаздел: «Двигательная культура» (основы художественного движения).    
1.1Вводное занятие. Диагностика учащихся.112Беседа,  игра
1.2Двигательная культура (основы художественного движения).112Беседа, игра
1.3Развитие и воспитание психофизических качеств. Общеразвивающие упражнения.3710Наблюдение, игра
IIРаздел: «Специальные двигательные навыки».    
2.1Специальные двигательные навыки (общие)134Наблюдение, игра
2.2Специальные двигательные навыки (частные)3710Наблюдение, игра
IIIРаздел: «Технология актёрского искусства».    
3.1Основы пантомимы.134Наблюдение, игра
3.2Технология актерского искусства.134Тест, игра
3.3Построение мизансцены.224Игра
3.4Динамические танцевальные   упражнения156Игра
3.5Музыкально – пластические этюды.246Игра
IVРаздел: «Постановка пластических номеров».    
4.1Постановка пластических номеров.2810Игра, наблюдение, беседа.
VРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках».    
5.1Участие в конкурсах, показах.044Наблюдение, награды
5.2Участие в экскурсиях, выставках.044Наблюдение, беседа
5.3Итоговое занятие.022Беседа, тест
 185472 

(II модуль)

 Название  темКоличество часовФормы аттестации/ контроля
ТеорияПрактикаВсего часов
IРаздел: «История костюма».    
1.1Введение и диагностика.202Беседа, тест
1.2Повторение понятий «одежда» и «костюм».202Тест
1.3Современные стилив одежде.112Тест, игра
1.4Основные виды одежды современного общества.224Тест, игра
1.5Влияние стиля и моды на развитие костюма.224Тест
1.6«Этнический костюм».134Игра
1.7«Костюм Будущего».134Игра
IIРаздел: «Моделирование и конструирование одежды».    
2.1Эстетика образа.404Беседа
2.2Материалы. Цвет. Орнамент.  224Тест
2.3Моделирование и конструирование костюма.246Тест
2.4Женский костюм.112Творческий проект
2.5Мужской костюм.112Творческий проект
2.6Детский костюм.112Творческий проект
2.7Работа с различным, нетрадиционным материалом.4812Творческий проект,наблюдение
IIIРаздел: «Постановка пластического номера».    
3.1Постановка пластического номера.268Наблюдение, игра, беседа
IVРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках».    
4.1Участие в конкурсах, показах.044Наблюдение, награды
4.2Участие в экскурсиях, выставках. 44Наблюдение, беседа
4.3Итоговое занятие. Показ пластических номеров.022Беседа
 284472 
  • Содержание изучаемого курса.

1 год обучения

(I модуль)

Наименование темыКоличество часов
IРаздел: «Введение в двигательную культуру». 
1.1Тема «Вводное занятие» Теория:Вступительная беседа: цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ. Костюм для занятий и личная гигиена. Практика:Выполнение базовых шагов с одним и двумя переходами под музыкальное сопровождение. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.2
1.2Тема «Введение в двигательную культуру (основы художественного движения)» Теория:Раскрытие природы движения как результата деятельности человека. Практика:Выполнение танцевальных упражнений, пошаговой гимнастики с элементами «Латина». Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений (Латина).  Костюм  для занятий, гимнастический коврик.2
1.3Тема «Развитие и воспитание психофизических качеств. Общеразвивающие упражнения» Теория:Лекция: «Физические упражнения. Стречинг. Их положительное влияние на  развитие  всего организма!». Знакомство с танцевальным направлением «Латина», «Восточные танцы». Историей зарождения. Практика:Выполнение гимнастических общеразвивающих упражнений (по Николь Ронсар). Выполнение шаговых элементов в стиле «Латина», «Восточные танцы». Оборудование (инструменты, материалы)6
IIРаздел: «Специальные двигательные навыки». 
2.1Тема «Специальные двигательные навыки (общие)» Теория:Знакомство с понятием «Двигательный навык». Характеристика навыков.Изучение коротких рифмованных отрывков. Практика: Выполнение упражнений на тренировку внимания, двигательной памяти, ритмичности, координацию  движений. Синхронное выполнение движения всей группой.Сочетания ритмизированной речи  с аритмичными движениями, со сменой скоростей. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Тексты скороговорок, стихотворных отрывков литературных произведений, песен. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.4
2.2Тема «Специальные двигательные навыки (частные)» Теория:Беседа о знаковой системе тела. Основные законы направления движения и расположения частей тела относительно друг друга в статике. Практика:Выполнение упражнений на прерывность движения, замедленного и ускоренного движения, сознательного прекращения движения, фиксации его  отдельного момента в позе.Освоение стилевых признаков разных народов в разные времена (осанка, походка, поклоны, характерные жесты и позы). Оборудование (инструменты, материалы): Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, перчатки, платки, веера, шляпы. Лекционный материал «Исторические особенности телесного поведения и этикета»2
IIIРаздел: «Технология актёрского искусства». 
3.1Тема «Основы пантомимы» Теория:Знакомство с понятием «Пантомима». Историей зарождения. Практика:Практическое знакомство с основными приемами техники пантомимы приобретение навыков стилизованного движения. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, белые перчатки.2
3.2Тема «Технология актерского искусства» Теория:Зрители – главные партнеры сценического искусства.  Качества зрителя. «Родословная» актерской профессии. Актер – главное чудо  театра, сцены. Практика:Искусство создания на сцене образа. Выполнение упражнений на  создание узнаваемых образов любимых  героев учащимися. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, белые перчатки и необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.2
3.3Тема «Основы мизансценирования. Понятие «действие» Теория:Основные законы сценического пространства и его знаковой системы. Практика:Воспроизведение мизансцен по фотографиям, репродукциям. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал: «Основы мизансценирова-ния», «Понятие «действия»». Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.2
3.4Тема «Динамические танцевальные   упражнения» Теория:Изучение видов музыкально-ритмических и танцевальных движений. Этапы обучения. Практика:Выполнение различных динамических, танцевальных упражнений.Создание и показ индивидуальных танцевально-пластических этюдов. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.4
3.5Тема «Музыкально – пластические этюды» Теория:Подготовка к показу этюдов, прописывание роли, характера, образа. Практика:Подготовка к показу этюдов, прописывание роли, характера, образа. Оборудование (инструменты, материалы):Подбор музыкальных композиций. Костюм  для выступления. Подбор необходимых атрибутов, аксессуаров для создания образов.2
IVРаздел: «Постановка пластических номеров» 
4.1Тема «Постановка пластических номеров» Теория:Создание номера, пластической постановки в зависимости от индивидуального направления группы. Практика:Постановка и показ номера: «Надежда на жизнь»     (в память о погибших в войнах, катастрофах, стихийных бедствиях). Подготовка к выступлению, создание грима, образа.   Оборудование (инструменты, материалы):Заданная музыкальная композиция. Костюм  для занятий, необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.4
VРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках». 
5.1Тема «Участие в конкурсах, показах». Теория:- Практика: Подготовка и показ коллекции одежды или спектакля на публике, жюри   Оборудование (инструменты, материалы): Видеозапись, видео и фото камеры, ранее выполненные костюмы, декорации, грим, средства гигиены. Транспорт для передвижения.2
5.2Тема «Участие в экскурсиях, выставках» Теория: — Практика: Изучение темы мероприятия, расположения выставочного объекта, места прохождения экскурсии. Просмотр и изучение экспонатов выставки, объектов экскурсии.   Оборудование (инструменты, материалы): Одежда согласно цели посещения выставки, экскурсии. Денежные средства, средства личной гигиены.2
5.3Тема «Итоговое занятие» Теория: Подведение итогов, анализ выступлений. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Видеозаписи, фотографии, зарисовки по выступлениям.2         Всего: 36 ч.

(II модуль)

Наименование темыКоличество часов
IРаздел: «История костюма». 
1.1Тема «Введение и диагностика» Теория:Вступительная беседа: цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ. Диагностика уровня учащихся. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Инструктажи по ТБ. Бланки диагностики.2
1.2Тема «Определение понятий «одежда» и «костюм» Теория:Знакомство с понятиями «одежда», «костюм». Историей появления. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда», «Костюм».2
1.3Тема «Возникновение одежды» Теория:История возникновения и эволюция одежды, текстиля. Этапы развития. Основные функции. Практика:Изучение одежды разных народов, зависимости от кастового положения  человека, и других делений. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда разных народов, эпох, классов».2
1.4Тема «Основные виды одежды первобытного общества» Теория:Знакомство с историческими аспектами, описаниями одежды первобытных людей. Практика:Изучение исторических находок, описаний в литературе об одежде первобытного общества, зарисовка элементов одежды. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда первобытного человека».  Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме.2
1.5Тема «Влияние стиля и моды на развитие костюма» Теория:Изучение истории влияния стиля и моды на развитие костюма. Практика:Изучение репродукций, фотографий влияния стиля и моды на развитие костюма, зарисовка элементов одежды. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Влияние стиля и моды на развитие костюма». Литература, материалы, интернет-ресурсыпо данной теме. Графический материал, форматы для зарисовок.2
1.6Тема «Костюм Древнего мира» Теория:Изучение костюма «Древнего мира». Практика:Зарисовка элементов одежды «Древнего мира». Создание авторских образов на основе изученного. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Костюм Древнего мира». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Графический, художественный материал, форматы для зарисовок.2
1.7Тема «Костюм народов Башкирии» Теория:Изучение «Национального костюма народов Башкирии». Истории, элементов костюма. Практика:Зарисовка элементов одежды «Башкирского костюма». Создание авторских образов на основе изученного. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Костюм Древнего мира». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Графический, художественный материал, форматы для зарисовок.2
IIРаздел: «Моделирование и конструирование одежды». 
2.1Тема «Эстетический идеал красоты» Теория:Изучение идеала красоты у различных народов – этика и эстетика в одежде. Практика:Анализирование сценических костюмов спектакля. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Эстетический идеал красоты у разных народов». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме.2
2.2Тема «Материалы. Цвет. Орнамент» Теория:Изучение разных видов материалов, текстиля, их свойств. Иллюзии цвета, зрительное восприятие цвета. Изучение основ построение орнамента. Знакомство с понятием «раппорт». Практика:Изучение образцов различных материалов по свойствам, назначению, цвету. Создание авторской композиции. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация по теме «Материалы. Цвет. Орнамент». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Образцы различных материалов по свойствам, назначению, цвету, клей, ножницы, формат для фона.2
2.3Тема «Развитие моделирования и конструирования» Теория:Знакомство с понятиями «Моделирование» и «Конструирование». Правилами выполнения. Изучение примеров эскизов, чертежей. Практика:Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Развитие моделирования и конструирования». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.  2
2.4Тема «Женский костюм» Теория:Изучение отличительных черт, правил построения, изображения женского костюма. Практика: Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация, литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.1
2.5Тема «Мужской костюм» Теория:Изучение отличительных черт, правил построения, изображения мужского костюма. Практика: Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация, литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.1
2.6Тема «Создание и формы распространения моды» Теория:Изучение закономерностей распространения моды. Индустрия моды в России других странах. Практика:Изучение репродукций, фотографий, зарисовка элементов одежды. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Закономерности распространения моды», графические и художественные материалы, форматы для эскизов2
2.7Тема «Работа с нетрадиционным материалом» Теория:Изучение правил, приёмов изготовления изделий из нетрадиционного материала, соединения элементов костюма. Практика:Выполнение элементов костюма из нетрадиционного материала, их сборка, оформление. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Нетрадиционный материал. Правила работы с ним»,  графические и художественные материалы, форматы для эскизов, нетрадиционный материал, швейные принадлежности, степлер.  6
IIIРаздел: «Постановка пластического номера». 
3.1Тема «Постановка пластического номера. Участие в конкурсах, показах» Теория:Изучение идеи, ролей, мизансцены, активности персонажа на сцене данного пластического номера. Практика:Изготовление макета, декораций, элементов костюма из материалов с учётом их свойств, соединение, оформление. Оборудование (инструменты, материалы):Сценарий пластического номера. Инструменты (ножницы, резак, швейные принадлежности, степлер, клей), графические и художественные материалы, форматы для эскизов, материал для изготовления костюмов, декораций.2
IVРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках». 
4.1Тема «Участие в конкурсах, показах». Теория:- Практика: Подготовка и показ коллекции одежды или спектакля на публике, жюри   Оборудование (инструменты, материалы): Видеозапись, видео и фото камеры, ранее выполненные костюмы, декорации, грим, средства гигиены. Транспорт для передвижения.2
4.2Тема «Участие в экскурсиях, выставках» Теория: — Практика: Изучение темы мероприятия, расположения выставочного объекта, места прохождения экскурсии. Просмотр и изучение экспонатов выставки, объектов экскурсии.   Оборудование (инструменты, материалы): Одежда согласно цели посещения выставки, экскурсии. Денежные средства, средства личной гигиены.2
4.3Тема «Итоговое занятие. Показ пластических номеров» Теория:Подготовка и показ  пластических номеров по темам, выбранным самими учащимися. Практика:Грим, музыкальное сопровождение, костюмы, видео и музыкальное оборудование. Оборудование (инструменты, материалы)2                   Всего: 36 ч.

2 год обучения

(I модуль)

Наименование темыКоличество часов
IРаздел: «Двигательная культура» (основы художественного движения). 
1.1Тема «Вводное занятие» Теория:Вступительная беседа: цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ. Костюм для занятий и личная гигиена. Практика:Выполнение базовых шагов с одним,двумя, тремя и многочисленными переходами под музыкальное сопровождение. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.2
1.2Тема «Двигательная культура (основы художественного движения)» Теория:Развитие природы движения как результата деятельности человека. Практика:Выполнение танцевальных упражнений, пошаговой гимнастики с элементами «Латина». Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений (Латина).  Костюм  для занятий, гимнастический коврик.2
1.3Тема «Развитие и воспитание психофизических качеств. Общеразвивающие упражнения» Теория:Повторение лекции: «Физические упражнения. Стречинг. Их положительное влияние на  развитие  всего организма!». Повторение танцевального направления «Латина», «Восточные танцы», их историей зарождения. Практика:Выполнение гимнастических общеразвивающих упражнений (по Николь Ронсар). Выполнение шаговых элементов в стиле «Латина», «Восточные танцы». Оборудование (инструменты, материалы)10
IIРаздел: «Специальные двигательные навыки». 
2.1Тема «Специальные двигательные навыки (общие)» Теория:Повторение понятия «Двигательный навык». Характеристика навыков.Изучение коротких рифмованных отрывков. Практика: Выполнение упражнений на тренировку внимания, двигательной памяти, ритмичности, координацию  движений. Синхронное выполнение движения всей группой.Сочетания ритмизированной речи  с аритмичными движениями, со сменой скоростей. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Тексты скороговорок, стихотворных отрывков литературных произведений, песен. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.4
2.2Тема «Специальные двигательные навыки (частные)» Теория:Повторение беседы о знаковой системе тела,основных законов направления движения и расположения частей тела относительно друг друга в статике. Практика:Выполнение упражнений на прерывность движения, замедленного и ускоренного движения, сознательного прекращения движения, фиксации его  отдельного момента в позе.Освоение стилевых признаков разных народов в разные времена (осанка, походка, поклоны, характерные жесты и позы). Оборудование (инструменты, материалы): Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, перчатки, платки, веера, шляпы. Лекционный материал «Исторические особенности телесного поведения и этикета»10
IIIРаздел: «Технология актёрского искусства». 
3.1Тема «Основы пантомимы» Теория:Повторение понятия «Пантомима», истории зарождения. Практика:Практическое выполнение основных приемов техники пантомимы, приобретение навыков стилизованного движения. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, белые перчатки.4
3.2Тема «Технология актерского искусства» Теория:Изучение материала «Этапы создания актёром образа на сцене». Практика:Искусство создания на сцене образа. Выполнение упражнений на  создание узнаваемых образов любимых  героев учащимися. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, белые перчатки и необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.4
3.3Тема «Построение мизансцены» Теория:Повторение основных законов сценического пространства и его знаковой системы. Практика:Построение мизансцен согласно идеям учащихся. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал: «Основы мизансценирова-ния», «Понятие «действия»». Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.4
3.4Тема «Динамические танцевальные   упражнения» Теория:Повторение и изучение новых видов музыкально-ритмических и танцевальных движений. Этапы обучения. Практика:Выполнение различных динамических, танцевальных упражнений как изученных раннее, так  и новых.Создание и показ индивидуальных танцевально-пластических этюдов. Оборудование (инструменты, материалы):Музыкальное оснащение, подбор музыкальных произведений различных направлений и характера музыки. Костюм  для занятий, гимнастический коврик.6
3.5Тема «Музыкально – пластические этюды» Теория:Подготовка к показу этюдов, прописывание роли, характера, образа. Практика:Подготовка к показу этюдов, прописывание роли, характера, образа. Оборудование (инструменты, материалы):Подбор музыкальных композиций. Костюм  для выступления. Подбор необходимых атрибутов, аксессуаров для создания образов.6
IVРаздел: «Постановка пластических номеров». 
4.1Тема «Постановка пластических номеров» Теория:Создание номера, пластической постановки в зависимости от индивидуального направления группы. Практика:Постановка и показ номера: «Надежда на жизнь»     (в память о погибших в войнах, катастрофах, стихийных бедствиях). Подготовка к выступлению, создание грима, образа.   Оборудование (инструменты, материалы):Заданная музыкальная композиция. Костюм  для занятий, необходимые атрибуты, аксессуары для создания образов.10
VРаздел: «Участие в конкурсах, показах» 
5.1Тема «Участие в конкурсах, показах». Теория:- Практика: Подготовка и показ коллекции одежды или спектакля на публике, жюри   Оборудование (инструменты, материалы): Видеозапись, видео и фото камеры, ранее выполненные костюмы, декорации, грим, средства гигиены. Транспорт для передвижения.4
5.2Тема «Участие в экскурсиях, выставках» Теория: — Практика: Изучение темы мероприятия, расположения выставочного объекта, места прохождения экскурсии. Просмотр и изучение экспонатов выставки, объектов экскурсии.   Оборудование (инструменты, материалы): Одежда согласно цели посещения выставки, экскурсии. Денежные средства, средства личной гигиены.4
5.3Тема «Итоговое занятие» Теория: Подведение итогов, анализ выступлений. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Видеозаписи, фотографии, зарисовки по выступлениям.2

(II модуль)

Наименование темыКоличество часов
IРаздел: «История костюма». 
1.1Тема «Введение и диагностика» Теория:Вступительная беседа: цели и задачи обучения. Инструктаж по ТБ. Диагностика уровня учащихся. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Инструктажи по ТБ. Бланки диагностики.2
1.2Тема «Определение понятий «одежда» и «костюм» Теория:Повторение понятий «одежда», «костюм». Историюих появления. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда», «Костюм».2
1.3Тема «Современные стили одежды» Теория:Повторение история возникновения и эволюция одежды, текстиля. Этапы развития. Основные функции. Изучение современных тенденций формирования стилей. Практика:Изучение одежды разных народов, зависимости от кастового положения  человека, и других делений, модных тенденций, современных стилей. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда разных народов, эпох, классов», «Современные стили одежды».2
1.4Тема «Основные виды одежды современного общества» Теория:Знакомство с историческими аспектами, описаниями одежды людейXXI века. Практика:Изучение исторических находок, описаний в литературе об одежде первобытного общества, развитии одежды в веках, формирование стилей, зарисовка элементов современной одежды. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда первобытного человека», «Одежда людей различных исторических эпох», «Одежда современного человека».  Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме.4
1.5Тема «Влияние стиля и моды на развитие костюма» Теория:Изучение истории влияния стиля и моды на развитие костюма. Практика:Изучение репродукций, фотографий влияния стиля и моды на развитие костюма, зарисовка элементов одежды. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Влияние стиля и моды на развитие костюма». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Графический материал, форматы для зарисовок.4
1.6Тема «Этнический костюм» Теория:Изучение костюма разных народов, отличительных элементов одежды, цветовой гаммы, способов изготовления. Практика:Зарисовка элементов одежды «Народов мира». Создание авторских образов на основе изученного. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Костюмы народов мира». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Графический, художественный материал, форматы для зарисовок.4
1.7Тема «Костюм Будущего» Теория:Изучение «Костюмов прошлых лет». Истории, элементов костюмов, новых материалов, технологий создания. Практика:Продумывание и зарисовка элементов одежды «Костюма Будущего». Создание авторских образов на основе изученного. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Одежда прошлого», «Современные технологии пошива, материалы». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Графический, художественный материал, форматы для зарисовок.4
IIРаздел: «Моделирование и конструирование одежды». 
2.1Тема «Эстетика образа» Теория:Изучение идеала красоты у различных народов – этика и эстетика в одежде. Практика:- Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Эстетический идеал красоты у разных народов», «Эстетика сцены». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме.4
2.2Тема «Материалы. Цвет. Орнамент» Теория:Изучение разных видов материалов, текстиля, их свойств. Иллюзии цвета, зрительное восприятие цвета. Изучение основ построение орнамента. Повторение понятия «раппорт». Практика:Изучение образцов различных материалов по свойствам, назначению, цвету. Создание авторской композиции. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация по теме «Материалы. Цвет. Орнамент». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Образцы различных материалов по свойствам, назначению, цвету, клей, ножницы, формат для фона.4
2.3Тема «Моделирование и конструирование костюма» Теория:Повторение  понятий «Моделирование» и «Конструирование»,правил выполнения. Изучение примеров эскизов, чертежей. Практика:Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Моделирование и конструирование костюма». Литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.6
2.4Тема «Женский костюм» Теория:Повторение отличительных черт, правил построения, изображения женского костюма. Практика: Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация, литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.2
2.5Тема «Мужской костюм» Теория:Повторение отличительных черт, правил построения, изображения мужского костюма. Практика: Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация, литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.2
2.6Тема «Детский костюм» Теория:Изучение отличительных черт, правил построения, изображения детского костюма. Практика: Выполнение эскиза нескольких авторских моделей одежды, чертежа наиболее понравившейся идеи для дальнейшего изготовления. Оборудование (инструменты, материалы): Лекционный материал, презентация, литература, материалы, интернет-ресурсы по данной теме. Инструменты, графические и художественные материалы, форматы для эскизов и чертежа.2
2.7Тема «Работа с различным, нетрадиционным материалом» Теория:Изучение правил, приёмов изготовления изделий из различного, нетрадиционного материала, соединения элементов костюма. Практика:Выполнение элементов костюма из различного, нетрадиционного материала, их сборка, оформление. Оборудование (инструменты, материалы):Лекционный материал, презентация по теме «Многообразие материалов, история их появления», «Нетрадиционный материал. Правила работы с ним»,  графические и художественные материалы, форматы для эскизов, нетрадиционный материал, швейные принадлежности, степлер.12
IIIРаздел: «Постановка пластического номера». 
3.1Тема «Постановка пластического номера» Теория:Изучение идеи, ролей, мизансцены, активности персонажа на сцене данного пластического номера. Практика:Изготовление макета, декораций, элементов костюма из материалов с учётом их свойств, соединение, оформление. Оборудование (инструменты, материалы):Сценарий пластического номера. Инструменты (ножницы, резак, швейные принадлежности, степлер, клей), графические и художественные материалы, форматы для эскизов, материал для изготовления костюмов, декораций.8
IVРаздел: «Участие в конкурсах, показах, экскурсиях, выставках». 
4.1Тема «Участие в конкурсах, показах». Теория:- Практика: Подготовка и показ коллекции одежды или спектакля на публике, жюри   Оборудование (инструменты, материалы): Видеозапись, видео и фото камеры, ранее выполненные костюмы, декорации, грим, средства гигиены. Транспорт для передвижения.4
4.2Тема «Участие в экскурсиях, выставках» Теория: — Практика: Изучение темы мероприятия, расположения выставочного объекта, места прохождения экскурсии. Просмотр и изучение экспонатов выставки, объектов экскурсии.   Оборудование (инструменты, материалы): Одежда согласно цели посещения выставки, экскурсии. Денежные средства, средства личной гигиены.4
4.3Тема «Итоговое занятие. Показ пластических номеров» Теория:Подготовка и показ  пластических номеров по темам, выбранным самими учащимися. Практика:Грим, музыкальное сопровождение, костюмы, видео и музыкальное оборудование. Оборудование (инструменты, материалы)2

5. Методическое обеспечение программы

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно – ориентированного подхода, проявляемого в вариативном и дифференцированном характере заданий: содержание учебного занятия реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и использованием заданий репродуктивного и творческого характера.

Режим и форма занятий подобраны так, чтобы наиболее плодотворно использовать учебное время,  не допуская лишней нагрузки на организм и нервную систему учащегося, тем более, что внеучебная нагрузка в школе и так достаточно велика.

В ходе реализации программы используются  индивидуальные, фронтальные и коллективные организационные формы работы, которые строятся на условиях добровольного участия, активности и творческой деятельности учащихся с учётом их возраста и особенностей.

Основной формой организации образовательного процесса являются учебное занятие. 

Для успешной реализации программы используются методы:

Словесные (рассказ, лекция, объяснение, беседа, инструктаж); практические (упражнения, выполнение рисунков, зарисовок, набросков); наглядные (иллюстрирование, показ, демонстрация фотографий, репродукций, схем, пособий и т.д.).

Освоение каждой темы (раздела) во время учебного занятия проходит в три этапа:

  1. Подготовительная (вводная) часть – организация рабочего места, организация внимания, введение в тему или объяснение новой темы, постановка задачи.   (15минут).
  2. Основная часть (практическая работа)   изучение правил, законов, символики костюма, одежды, и выполнение практических задач для создания своей коллекции; изучение законов пластики, освоение стилистики создаваемых «образов», групповые репетиции, показы номеров, спектаклей, постановок (55 минут).
  3. Заключительная часть — постепенное снижение нагрузки, уточнение и закрепление пройденного материала, анализ хода работы, результатов. (20 минут).

Потребность в систематическом повторении материалов различных тем определяет  особенности построения занятий:

— на каждом занятии повторяется ранее пройденный материал; хорошо освоенные знания закрепляются на практике творческого характера, становясь базой для дальнейшего обучения;

— при прохождении новой темы всегда обговариваются возможное применение тех или иных знаний вместе с учащимися.

При планировании и проведении  учебного занятия  для воспитанников  педагогу необходимо учитывать  следующие психологические особенности школьного возраста:

  • критическое отношение к собственной деятельности и деятельности своих сверстников;
  • стремление понять происходящие изменения в собственном духовном мире;
  • завышенное критическое отношение к поступкам других людей;
  • резкие физиологические изменения в организме.

Формы аттестации реализации Программы

Диагностика  по актёрскому мастерству.

ФИО учащегосяЭмоциональная выразительностьРечевая выразительностьПластическая выразительностьВера в вымыселСценическое обаяниеОбщий бал
        
        

Каждый раздел оценивается в баллах:

Высокий уровень (3) – яркое творческое начало

Средний уровень (2) – наличие актёрских способностей

Низкий уровень (1) – небольшое проявление актёрских данных

По результатам диагностики, баллы суммируются:

12-15   —  высокий уровень

8- 11 – средний уровень

1 – 7 – низкий уровень

Сводная таблица результатов  обучения импровизации в исполнении пластических номеров.

ФИО учащегосяДата:Дата:Дата:
ПерсонажОценкаПерсонажОценкаПерсонажОценка
        
        

10 (5+) – 1) эмоциональная выразительность; 2) пластическая выразительность; 3) образное видение (яркая фантазия и воображение); 4) восприятие и видение музыки (музыкальность исполнения); 5) актёрская смелость; 6) вера в вымысел;7) кураж (природная одарённость).

9 (5) – не проявлен один  из вышеперечисленных критериев

8 (5-) – не проявлены два  элемента актёрской техники

7 (4+) – не проявлены три элемента актёрской техники

6 (4) –  не проявлены четыре  элемента актёрской техники

5(4-) – не проявлены пять  элементов актёрской техники

4(3+) – не проявлены шесть  элементов актёрской техники

3 (3) — не проявлены семь  элементов актёрской техники

2 (3-) – ничего не получается, но есть желание, стремление

1 (2) – ничего не делает

От 7 до 10 – высокий уровень

От 4 до 6  — средний уровень

От 1 до 3- низкий уровень

Диагностика  творческих способностей

  • внимательность (умение увидеть и определить творческую проблему)
  • разносторонность (способность замечать в поставленной задаче побольше сторон и связей)
  • гибкость (отказ от стандартной точки зрения)
  • оригинальность (отказ от шаблона)
  • вариативность (способность перегруппирования идей и связей)
  • конкретность (умение глубоко анализировать поставленную задачу)
  • абстрактность (умение синтезировать)
  • гармония (генерация идей на основе организационной стройности и идейной целостности)
  • независимость (непринятие суждений и оценок под воздействием чужого мнения)
  • открытость восприятия (восприимчивость к новому, необычному).
ФИО учащегосявнимательностьразносторонностьгибкостьоригинальностьвариативностьконкретностьабстрактностьгармониянезависимостьоткрытость восприятия
            
            

От 1 до 3 баллов оценка способностей

0-9 балла — низкий уровень

10-19 балл – средний уровень

20-30 баллов – высокий уровень

Анкета для родителей

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога по актёрскому мастерству и коллектива в целом.

Высказывания 1-15

Обработка результатов. Удовлетворенность родителя работой коллектива (коэффициент Х) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).

Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то  это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же  коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности.

Высказывания 16-20

Цель: получение информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании  их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Обработка полученных данных. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель получится меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Утверждения, представленные в анкете, оцениваются от 0 до 4-х баллов:

4- совершенно согласен;

3- скорее согласен;

2-трудно сказать;

1-скорее не согласен;

0- совершенно не согласен.

1. Группа, в которой занимается мой ребенок, можно назвать дружной.

2. Педагог проявляет доброжелательное отношение к моему ребенку.

3. В группе мой ребенок чувствует себя комфортно.

4. Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с педагогами и администрацией ЦРТ «Радуга», в котором занимается мой ребенок.

5. Мой ребёнок проявляет творческую инициативу, педагоги помогают ему в этом.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения моего ребенка.

7. Мой ребенок не перегружен учебными занятиями  и домашними заданиями по актёрскому мастерству.

8.Педагог  учитывает индивидуальные особенности моего ребенка.

9. В коллективе  проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

10. Моему ребёнку интересно вести актёрский дневник. 

11. Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В коллективе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.

14. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

15.Коллектив  по-настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

16. Коллектив  помогает ребенку поверить в свои силы.

17.Коллектив помогает ребенку учиться решать жизненные проблемы.

18. Коллектив  помогает ребенку учиться преодолевать жизненные трудности.

19. Коллектив помогает ребенку учиться правильно, общаться со сверстниками.

20. Коллектив помогает ребенку учиться правильно общаться со взрослыми.

Требования к учебному кабинету определены:

— санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПина.

6. Материально- техническое оснащение программы

    В ноябре 2018 г. был утвержден национальный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация федерального проекта «Успех каждого ребенка». МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» принял активное участие в данном проекте и с 1 сентября 2021г. на базе МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» были сформированы дополнительные места для детей в объединении Дизайн –театр «Миллениум».

     По результатам участия ЦРТ «Радуга» в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» была обновлена материально-техническая база образовательного пространства учреждения, а именно закуплена интерактивная сенсорная панель, ноутбук, микрофоны. штатив, цифровая видеокамера (зеркальная) кресло офисное, шкафы для хранения учебных пособий, столы и стулья ученические, регулируемые по высоте ,стол письменный учительский. В учебном кабинете №4 сделан капитальный ремонт для размещения нового приобретенного оборудования и мебели. Утверждено  брендирование  кабинета с логотипом в виде вывесок, табличек и наклеек. Благодаря участию МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» в Федеральном национальном проекте « Успех каждого  ребенка» на учебных занятиях активно применяются современные образовательные технологии и создаются абсолютные условия для самоопределения учащихся в выборе будущего профессионального пути.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно — правовая литература

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);

2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI.Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);

8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, 10 основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

ЛИТЕРАТУРА для педагого

Родитепй

Детепй

Ежегодное обновлениеп оп

Кален-каникулярное время

Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2020.

Театрализованные игры: методическое пособие / Светлана Мерзлякова. — Москва : Обруч, 2019.

Станиславский К. С. Полный курс актёрского мастерства / Константин Станиславский, Сергей Гиппиус – М., Изд-во АСТ, 2021.

Вера Полещук, Эльвира Сарабьян. Большая книга актёрского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам величайших режиссёров: Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов – М., Изд-во АСТ, 2018.

Николай Дризен. Театральная старина. Страницы истории русского театра. – М., Просвещение, 2021.

Интернет-ресурсы

Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств»https://royallib.com/book/gippius_sergey/gimnastika_chuvstv.html

Бродецкий А. Я. «Азбука молчания». Топономика сценического пространстваhttps://www.psyoffice.ru/page,4,3813-brodeckijj-a.ja.-vnerechevoe-obshhenie-v-zhizni-i.html

Мочалов Ю. «Композиция сценического пространства» (Поэтика мизансцены)https://search.rsl.ru/ru/record/01001044705

Кох И. Э. «Основы сценического движения» https://bookscafe.net/read/koh_i-osnovy_scenicheskogo_dvizheniya-175493.html#p1

Немеровский А.Б. «Пластическая выразительность актера»https://www.studmed.ru/nemerovskiy-f-plasticheskaya-vyrazitelnost-aktera_b9f403c975a.html

Сайт «Российская государственная библиотека» https://search.rsl.ru/

  • Приложение

Задания, упражнения для учащихся разного уровня развития:

1. – для способных.  Цель: Расширить возможности ребенка.

2. – одарённых. Цель: Сформировать интерес к театральному творчеству, создать коллектив единомышленников и атмосферу доброжелательности, взаимного доверия.

3. — детей с ограниченными возможностями. Цель: Научить ребенка снимать напряжение с отдельных групп мышц и всего тела.

Универсальная разминка.

Все мышцы нужно в равной мере подготовить к работе. Предпочтительно разделить разминку на разогрев по уровням:

  1. Голова, шея.
  2. Плечи, грудная клетка.
  3. Пояс, тазобедренная часть.
  4. Ноги, руки.

1. Голова, шея

Упражнение 1

Исходное положение: стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями), тело расслаблено.

1 — голова опускается на грудь, максимально напрягаются мышцы шеи.

2 — голова возвращается на исходное положение.

3 — наклонить голову вправо.

4 — исходное положение.

5 — запрокинуть голову назад потянув мышцы шеи.

6 — исходное положение

7 — наклонить голову влево.

8 — исходное положение.

Упражнение 2

Исходное положение: стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями), тело расслаблено. На счет “раз” голова опускается на грудь. Не возвращаясь в исходное положение, на счет “два”, “три”, “четыре” броском перевести голову вправо, назад, влево. Повторить 4 раза в одну и другую стороны.

Упражнение 3

Исходное положение: стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями), тело расслаблено. Голова плавно “сдвигается” в стороны, описывая круг, при этом выполняющий упражнения,для усложнения задания, может медленно приседать. При медленном вставании голова описывает круг в другую сторону.

2. Плечи, грудная клетка:

Упражнение 4

Исходное положение: стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями), мышцы максимально расслаблены.

1 поднять плечи вверх.

2 вывести плечи вперед.

3 опустить вниз.

4 отвести назад.

Повторить четыре раза.

Упражнение 5

Исходное положение: стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями, мышцы расслаблены.

Для детей 1 и 2 группы, 3 с поддержкой, если нет запретов по диагнозу:

Движение по схеме: крест. Квадрат, круг. И сдвиг параллельно полу.

КРЕСТ. Выполняется как горизонтальной, так и в вертикальной плоскости.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вперед — центр- вправо- центр- назад – центр- влево- центр.

Для детей 1,2, 3 группы:

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ КРЕСТ: вверх – центр – вправо – центр – вниз – центр – влево – центр.

Для детей 1 и 2 группы, 3 с поддержкой, если нет запретов по диагнозу:

КВАДРАТ: вперед – вправо – назад – влево.

3. Пояс, тазобедренная часть:

Упражнение 6

Для детей 1 и 2 группы, 3 с поддержкой, если нет запретов по диагнозу:

Исходное положение ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу.

Наклоны вперед, в правую и левую сторону.  При наклоне вперед спина должна быть, даже немного выгнутая. При вставании спина прогибается в обратную сторону, похожа на “горбик”. При наклоне в правую и левую стороны плечи развернуты параллельно полу, ноги остаются в исходном положении.

Упражнение 7

Для детей 1 и 2 группы, 3 с поддержкой, если нет запретов по диагнозу:

Разминка тазобедренной части (пелвиса)

Основные виды движений;

  1. Вперед – назад;
  2. Из стороны в сторону;
  3. Подъем бедра вверх (движется внешняя передняя сторона тазобедренного сустава)

Техника исполнения движений:

  1. При движении вперед пелвис чуть приподнимается и резко посылается вперед. При движении назад поясница остается на месте. Колени согнуты и направлены точно вперед (очень важно сохранять неподвижность коленей при движении).
  2. Движение из стороны в сторону может быть двух видов: просто смещение из стороны в сторону, не повышая и не понижая пелвиса, или движение по дуге (полукругу), Такое движение обычно используется во время свингового раскачивания пелвиса из стороны в сторону.
  3. Вариант на развитие координации движений.

Во время выполнения движений подключить движения головы.

Бедра идут вперед – голова опускается, бедра идут в сторону – голова наклоняется в правую или левую сторону, бедра – назад – голова откидывается назад.

4. Ноги, руки.

Упражнение 8

Для детей 1 и 2 группы, 3 с поддержкой, если нет запретов по диагнозу:

Исходное положение: сесть на корточки, правую прямую ногу вытянуть в сторону. На счет “раз – два” плавно перенести вес тела на правую ногу; левую вытянуть. При переносе веса тела с ноги на ногу необходимо держаться как можно ближе к полу. На счет “три – четыре” руки согнуть в локтях, локти поставить на пол около ноги, на которую перенесен вес тела.

Упражнение 9

Для детей 1,2, 3 группы:

“ Пальма”

Цель: Напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических театральных упражнений и игр.

Коллективные упражнения

Для детей 1,2, 3 группы:

Упражнение 10

Превращения “Песок” “Камень”

Цель: Снять напряжение со всего тела.

Упражнение 11

“Буратино и Пьеро”

Цель: Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Упражнение 12

“Марионетки 1”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Руки подняты вверх и по хлопку освобождаются мышцы кистей. Локтей, плеч, головы, поясницы. Ног, а потом в обратном порядке все “ниточками” поднимается наверх.

Упражнение13

“Ледяная фигура”

Цель: Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса.

Упражнение 14

“ Марионетки”

Цель: Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Упражнение 15

“Зернышко”

Цель: Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность.

Упражнение 16

“ Мокрые котята”

Цель: Умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса.

Упражнение 17

“Веревочка”

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Руководитель по хлопку дергает за веревочку:

  • Кончик носа;
  • Правое плечо;
  • Левое плечо;
  • Живот (область пупка);
  • Правое колено;
  • Левое колено.

Упражнение 18

“Выстрелы”

Руководитель обозначает место, куда производится выстрел (живот, плечо левое, плечо правое, нога левая, нога правая, спина). Участники походят по ковру, и в любой неожиданный для них момент раздается хлопок (выстрел). Необходимо точно “ поймать” “пулю” и отыграть ее.

Упражнение 19

“Мертвец”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела.

Все участники сидят и стараются последовательно освободить мышцы. Порядок: пальцы рук, кисти рук, плечи и предплечья, голова, тело, колени, стопы, пальцы ног. Затем в обратном порядке начинаем напрягать мышцы.

Упражнение 20

“Жизнь бабочки”.

Цель: Снятие зажимом с частей тела. Пластика тела.

Упражнение 21

1. Стоя (сидя для учащихся с ограниченными возможностями) на месте:

  • Потянуться вверх (яблоко);
  • В сторону (что-то достать);
  • Вперед (дотянуться до чего-то);
  • Вниз (шнурки)

2. Пройти или показать на месте в “окраске”:

  • Осторожности;
  • Любопытства;
  • Угрозы;
  • Тревоги.

3. “Хожу” «Сижу», чтобы:

  • согреться;
  • размяться;
  • высохнуть;
  • чтобы обратили внимание на новый костюм.