Положение

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации в МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» дополнительных общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

  • Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16);
  • Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  • Приказом Минобрнауки России от 09 июня 2016 года № 698 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Российская электронная школа» на 2016-2018 годы»;
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 02 декабря 2019 года № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды»;
  • Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ111«О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)»;
  • Приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № 339 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях».

1.3.   Электронное обучение (далее — ЭО) — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Дистанционные образовательные технологии (далее — ДОТ) — образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Цифровые образовательные ресурсы (далее – ЦОР) – это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты и видеоруководства, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, графические и картографические материалы, звукозаписи, аудиокниги, различные символьные объекты и деловая графика, текстовые бумаги и другие учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

1.4. УДО вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения дополнительного образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

В зависимости от технических возможностей дистанционные занятия могут осуществляться 2 способами:

1. Занятия с применением кейс-технологий (технологий передачи учебных материалов на бумажных и электронных носителях), при которых достаточно, чтобы программные средства, установленные на компьютере, были способны обработать информацию, предоставленную педагогом. Обучающийся должен быть обеспечен электронной почтой и собственным электронным адресом.

2. Онлайн занятия в интернете, где коммуникации используются постоянно. Обучающийся должен иметь свободный доступ к интернету, иметь собственный электронный адрес.

Дистанционную работу можно проводить одним из двух способов или использовать их комбинацию.

 ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса.

1.5.  УДО доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения.

1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим направленностям. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности:

  • Лекция;
  • Консультация;
  • Семинар;
  • Практическое занятие;
  • Контрольная работа;
  • Самостоятельная внеаудиторная работа.

Научно-исследовательская ра

1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах:

  • Тестирование on-line;
  • Консультации on-line;
  • Предоставление методических материалов;
  • Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации);
  •  

2. Цели и задачи

2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является предоставление обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

2.2. Использование ДОТ и ЭО способствует решению следующих задач:

  • Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения;
  • Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий;
  • Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время;
  • Созданию единой образовательной среды УДО;
  • Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся;
  • Повышению эффективности организации учебного процесса.

2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:

  • Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ дополнительного образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания;
  • Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  • Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие ЦОР, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением ДОТ и сетевых средств обучения;
  • Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
  • Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся.

2.4.  Основными направлениями деятельности являются:

  • Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ;
  • Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду направленностей;
  • Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, семинарах, конкурсах.
  • Участники образовательного процесса с использованием

ЭО и ДОТ

  • Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники УДО, родители (законные представители) обучающихся.
    • Права и обязанности обучающихся, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации.
    • Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направленностям дополнительного образования.
    • Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку.
    • Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам.
    • Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные.
    • Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.).
    • Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием ЦОР.
  • Функции администрации МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга»  при организации дистанционного обучения
  • Директор:

— разрабатывает и закрепляет в локальном акте особенности организации дистанционного обучения (Положение об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий), определяющий, в том числе, порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, согласовав указанный локальный акт с соответствующими коллегиальными органами образовательной организации;

— издает приказ о переходе на дистанционное обучение, назначает ответственных за удаленное взаимодействие в условиях организации обучения с помощью дистанционных технологий;

— утверждает расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с планом по каждой направленности дополнительного образования, предусматривая дифференциацию по группам, закрепляет направления за днями недели, сгруппировав учебный материал крупными блоками;

— Осуществляет контроль организации ознакомления всех участников образовательных отношений с документами, регламентирующими организацию работы общеобразовательной организации на период дистанционного обучения.

—  Контролирует соблюдение педагогическими работниками образовательной организации режима работы.

— Осуществляет контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение выполнения образовательных программ посредством дистанционного обучения.

— Принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы образовательной организации в дни, когда обучающиеся не посещают школу.

  • Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

— осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения педагога дополнительного образования для организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;

-рассматривает возможность обеспечения педагогов дополнительного образования и, по возможности, обучающихся необходимым оборудованием;

— разрабатывает положение о промежуточной аттестации обучающихся при организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

— информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения контроля по направленностям дополнительного образования, графиком консультаций;

— осуществляет учет обучающихся, осваивающих программу дополнительного образования с применением дистанционных образовательных технологий, а также учет результатов образовательного процесса в электронной форме;

— в случае отсутствия условий проведения дистанционных занятий с применением Интернет-технологий организует доставку учебных материалов и выполненных заданий с учетом минимизации личных контактов, например, с использованием транспортного средства образовательной организации или использования информационно-коммуникационных ресурсов органов местного самоуправления.

  • Функции педагогических работников при организации дистанционного обучения

5.1. Педагог дополнительного образования:

— осуществляет учет обучающихся, осваивающих образовательную программу непосредственно с применением дистанционных образовательных технологий;

— осуществляет мониторинг необходимого технического обеспечения обучающихся для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий (наличие компьютера-ноутбукапланшета-телефона с выходом в интернет; электронной почты обучающегося и родителей; адрес скайпа либо другого ресурса для видео-взаимодействия);

— осуществляет контроль взаимодействия всех обучающихся группы с педагогами дополнительного образования. Не реже одного раза в неделю проводит «видео часы общения» (20-30 минут) с обучающимися группы;

— выражает свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных онлайн консультаций, др.

— консультирует родителей по вопросам организации учебного процесса в дистанционном формате

— определяет набор электронных ресурсов, приложений для организации дистанционной формы обучения по направленности, планирует свою педагогическую деятельность: выбирает из имеющихся или создает простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

— определяет средства коммуникации; почта, чат, электронный журнал; формат проведения видеозанятий – вебинар, скайп, Zoom и т.д.; периодичность, график проведения оценочных мероприятий и задания; перечень учебной литературы, дополнительных источников; способы организации обратной связи, рефлексии;

— определяет учебный материал для своего предмета (например, перечни фильмов, спортивных игр и соревнований, разработка тренировок, творческие работы);

— проводит корректировку рабочих программ. Оформляет лист коррекции рабочих программ, предусмотрев обучение с применением дистанционных образовательных технологий (крупные блоки); режим консультаций для обучающихся посредством укрупнения блоков учебного материала;

— определяет допустимый объём заданий на неделю-две (либо другой временной интервал, который определяет учреждение) в дистанционной форме обучения. 

— определяет формат выполнения заданий в виде творческих и проектных работ, организует групповые работы обучающихся с дистанционным взаимодействием с подробным описанием технологии: например, как обучающиеся сканируют, фотографируют и присылают на проверку выполненные задания; как подключаются к совместной работе в общем информационном ресурсе и др.;

— определяет длительность занятия(нахождение слушателя за компьютером), исходя из возрастной категории обучающихся, соблюдая нормативные требования (СанПиН);

— определяет формат и регулярность информирования родителей (законных представителей) о результатах обучения детей с применением дистанционных образовательных технологий. 

— предоставляет обучающимся время для выполнения заданий в соответствии с расписанием занятий;

—  проверяет выполненные задания;

— независимо от используемых технологий и сервисов, в ходе обучения педагог для отчета должен собирать цифровой след (фиксацию фактов деятельности педагога и обучающегося) в различных форматах (скриншоты чатов; результаты тестирования, опроса, решения задач; эссе, рефераты и другие проекты).

5.2. Ответственный за дистанционное обучение в образовательной организации:

— проводит мониторинг обеспеченности доступа педагогического состава к персональным компьютерам с выходом в сеть Интернет;

— организует работу «горячей линии» по сбору обращений от обучающихся и педагогов с обязательным анализом их тематики и оперативным принятием мер по исправлению выявленных проблемных ситуаций;

— на регулярной основе производит контроль размещения педагогами материала, методических рекомендаций, успешность выполнения обучающимися предлагаемых заданий;

— на регулярной основе производит контроль взаимодействия педагогов дополнительного образования с обучающимися и родителями с целью выявления и предотвращения трудностей в обучении, поддержке эмоционального контакта.

  • Функции обучающихся и родителей (законных представителей) при использовании дистанционного обучения

6.1 В период дистанционного обучения обучающие обязаны выполнять задания дистанционных занятий, добросовестно осваивать программу дополнительного образования, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям.

6.2. Связь обучающегося с педагогом дополнительного образования поддерживается посредством контактных телефонов, электронной почты.

6.3. Самостоятельная деятельность обучающихся оценивается педагогами, ведётся журнал посещаемости.

6.4. Родители (законные представители) систематически контролируют выполнение детьми заданий в режиме дистанционного обучения.

6.5. Родители (законные представители) несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период дистанционного обучения.

  • Организация дистанционного и электронного обучения
  •   МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, используемой УДО в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно.
    • Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения УДО обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля.
    • При оценке результатов обучения УДО обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий.
    • При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности:
  • Самостоятельное изучение учебного материала;
  • Учебные занятия (лекционные и практические);
  • Консультации;
  • Текущий контроль;
  • Промежуточная аттестация.
    • Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в УДО осуществляется по 2 моделям:
  • Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
  • Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися;
    • Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения.

Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 

7.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся:

  • Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в конференциях, конкурсах на заключительных этапах;
  • Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ;
  • Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах);
  • Обучающиеся по очно-заочной форме обучения.

7.8. Опосредованное взаимодействие педагога с обучающимися регламентируется содержанием календарного учебного графика.

7.9. Организация обучения по индивидуальному учебному плану определяется соответствующим Положением.

7.10. МБОУ ДО «ЦРТ «Радуга» ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ.